Проблемы налогового администрирования

23.06.2014

Государство не может осуществлять свои основные функции без стабильно работающей налоговой системы, оно будет просто не в состоянии исполнять предписанные функции без необходимых финансовых ресурсов.

По своей сути, налоги являются основным источником дохода государства. Причем, сущность и основные функции налогов, предопределены государственными задачами, рассматривающими социальные, экономические, товарные и денежные отношения российского общества.

Развитие должного экономического уровня страны, напрямую зависит от качества налогового администрирования и постоянного повышения его эффективности.

В свою очередь, низкий уровень и качество администрирования ложится на плечи налогоплательщиков, поэтому государство ставит перед собой непростые задачи охватывающие эффективность развития системы администрирования налогов. Таким образом, с целью достижения необходимого уровня, Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р, получила утверждение соответствующая дорожная карта, составленная коллективом специалистов Национальной предпринимательской инициативы Агентства Стратегических инициатив.

Основной идеей дорожной карты стоит задача максимально сократить затраты (финансовые и временные) предпринимательских кругов на оформление и представление предписанной налоговой отчетности и непосредственную уплату самих налогов. Также ей предписывают улучшение взаимоотношения налоговиков и бизнесменов, и повышение механизма администрирования НДС. Помимо прочего, она сближает правила бухгалтерского (налогового) учета, раскрывает плюсы электронного документооборота налогового ведомства и самих налогоплательщиков, а также усовершенствует администрирование отдельных налоговых режимов.

Отдельные положения дорожной карты уже нашли свое отражение в жизни:

  • вопросы, связанные с налоговыми декларациями;
  • рекомендован к применению Универсальный передаточный документ.

Отдельный пласт мероприятий будет реализован в этом году:

  • Официальная публикация планирующихся изменений в правилах ведения бухгалтерского учета появиться в СМИ за полгода до предполагаемого вступления в силу принятых корректив, а новые формы отчетности не позднее 2-х месяцев до старта отчетной кампании;
  • Унифицируют коды отчетного временного периода в различных декларациях;
  • Увеличат время подачи предписанной отчетности на 5 календарных дней, электронной отчетности — на 10 дней;
  • Максимально снизят обязательные поля для заполнения при перечислении налогов (сборов);
  • Предоставят возможность оплачивать НДФЛ с отпускных (единовременно) и пособий;
  • Максимально упростят общение с налоговыми инспекторами за счет перевода переписки в интернет, через личный кабинет плательщика налога, причем, с востребованной возможностью получения необходимых справок, допуском к лицевым счетам и ознакомлением с карточкой расчетов с бюджетом;
  • Проведут ряд мероприятий по сближению налогового (бухгалтерского) учета;
  • И иное.

С утвержденной «картой» можно детально ознакомиться я на сайте Правительства РФ.


Значимость развития налоговой системы очевидна и бесспорна. Учитывая главенствующую роль налогов в стране, любое государство должно осуществлять комплекс разносторонних мер, направленных на получение максимального уровня финансов государства. Для успешного достижения таких целей, в государстве прибегают к налоговой политике, которая служит основным инструментом и должна исполняться средствами налогового администрирования. Ведь основной функцией и задачей налогового администрирования стоят постоянные и стабильные поступления налогов (сборов) в бюджетную систему страны, при сочетании методов налогового регулирования и контроля.

Говоря о налоговом администрировании, можно сказать, что это тонкий специальный процесс управления, направленный на достижение эффективной налоговой политики, с увеличением налоговых отчислений в бюджет и обеспечение иных функций налогообложения.

На текущий момент времени к основным аспектам налогового администрирования относят:

  • учет и планирование;
  • контроль и регулирование.

К существенным проблемам в направлении налогового администрирования можно отнести:

  1. Серьезную нагрузку на служащих ФНС.

    Ежегодно возрастает число плательщиков налога, соответственно, растет количество проверок организаций и увеличивается объем работы у специалистов налогового ведомства. А это значительно снижает эффективность администрирования. Возможными направлениями на пути решения вышеперечисленных проблем могут быть повышение квалификации специалистов налоговых служб и их привлечение в разработке нормативной базы.

  2. Различные схемы снижения налоговой нагрузки и значительный теневой сектор экономики.

    Этой проблематике уже более 20 лет, однако, целый ряд вопросов налоговой оптимизации остается нерешенным. Суровые реалии нашего времени говорят об уровне теневой экономики в различных регионах до 50 % валового регионального продукта. Стремительное развитие рыночных отношений не должно мешать успешной борьбе с теневым сектором экономики, коррупцией, экономическими правонарушениями.

  3. Малая эффективность правового регулирование налогообложения.

    Налоговая политика, в ее законодательном обеспечении, является основной трудностью налогового администрирования в России. НК РФ сложен для применения на практике, что значительно усложняет исчисление и уплату налогов. Решением этой проблемы можно назвать повышение квалификации специалистов налоговых служб и их привлечение к разработке процедур в сфере налогового администрирования.

Стоит сказать, что методика налогового контроля, применяемая сегодня, теряет свою эффективность, а современные достижения в теории и на практике (менеджмент, маркетинг) в области администрирования налогов, не находят должного применения.

Управление и развитие системы налогового администрирования нуждается в более глобальном научном подходе, основанном на анализе исторического опыта и применения научных разработок. Исключительно путем его постоянного усовершенствования можно получить сбалансированные бюджеты всех уровней, достигнуть постоянного притока финансов в государственную казну и пресечь всевозможные экономические преступления.

Смотрите также:

28.03.2014

Темп нашей жизни постоянно ускоряется, конкуренция в бизнесе растет, напряжение от тяжелой работы увеличивается ежедневно, чтобы успешно реагировать на окружающую экономическую реальность — необходимо постоянно держать руку на пульсе, а также, неплохо разбираться в налоговых вопросах, решать правовые вопросы, быть отличным руководителем и добросовестным исполнителем в одном лице. Но не ...


07.04.2014

Регистрация субъекта хозяйствования является необходимой процедурой, чтобы привести вашу предпринимательскую деятельность в надлежащую правовую форму. Любая действующая фирма, работающая в правовом поле России, начинает свое функционирование с этапа открытия (регистрации), но перед началом прохождения предписанных законодателем этапов, следует решить ряд организационных вопросов, одним из которых, стоит – выбор организационно-правовой формы ...


10.10.2017

Ситуация на рынке, не самая легкая, многие держаться на грани окупаемости, только и успевая лавировать превратности экономической сумятицы, в поддержании бизнеса «на плаву». Законы бюрократии уходят, но что нам дают взамен? И как отчитаться перед государством, чтоб потом не разориться? Отчетность, когда все против тебя Время летит быстро и очередной ...