Проблемы налогового администрирования

23.06.2014

Государство не может осуществлять свои основные функции без стабильно работающей налоговой системы, оно будет просто не в состоянии исполнять предписанные функции без необходимых финансовых ресурсов.

По своей сути, налоги являются основным источником дохода государства. Причем, сущность и основные функции налогов, предопределены государственными задачами, рассматривающими социальные, экономические, товарные и денежные отношения российского общества.

Развитие должного экономического уровня страны, напрямую зависит от качества налогового администрирования и постоянного повышения его эффективности.

В свою очередь, низкий уровень и качество администрирования ложится на плечи налогоплательщиков, поэтому государство ставит перед собой непростые задачи охватывающие эффективность развития системы администрирования налогов. Таким образом, с целью достижения необходимого уровня, Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р, получила утверждение соответствующая дорожная карта, составленная коллективом специалистов Национальной предпринимательской инициативы Агентства Стратегических инициатив.

Основной идеей дорожной карты стоит задача максимально сократить затраты (финансовые и временные) предпринимательских кругов на оформление и представление предписанной налоговой отчетности и непосредственную уплату самих налогов. Также ей предписывают улучшение взаимоотношения налоговиков и бизнесменов, и повышение механизма администрирования НДС. Помимо прочего, она сближает правила бухгалтерского (налогового) учета, раскрывает плюсы электронного документооборота налогового ведомства и самих налогоплательщиков, а также усовершенствует администрирование отдельных налоговых режимов.

Отдельные положения дорожной карты уже нашли свое отражение в жизни:

  • вопросы, связанные с налоговыми декларациями;
  • рекомендован к применению Универсальный передаточный документ.

Отдельный пласт мероприятий будет реализован в этом году:

  • Официальная публикация планирующихся изменений в правилах ведения бухгалтерского учета появиться в СМИ за полгода до предполагаемого вступления в силу принятых корректив, а новые формы отчетности не позднее 2-х месяцев до старта отчетной кампании;
  • Унифицируют коды отчетного временного периода в различных декларациях;
  • Увеличат время подачи предписанной отчетности на 5 календарных дней, электронной отчетности — на 10 дней;
  • Максимально снизят обязательные поля для заполнения при перечислении налогов (сборов);
  • Предоставят возможность оплачивать НДФЛ с отпускных (единовременно) и пособий;
  • Максимально упростят общение с налоговыми инспекторами за счет перевода переписки в интернет, через личный кабинет плательщика налога, причем, с востребованной возможностью получения необходимых справок, допуском к лицевым счетам и ознакомлением с карточкой расчетов с бюджетом;
  • Проведут ряд мероприятий по сближению налогового (бухгалтерского) учета;
  • И иное.

С утвержденной «картой» можно детально ознакомиться я на сайте Правительства РФ.


Значимость развития налоговой системы очевидна и бесспорна. Учитывая главенствующую роль налогов в стране, любое государство должно осуществлять комплекс разносторонних мер, направленных на получение максимального уровня финансов государства. Для успешного достижения таких целей, в государстве прибегают к налоговой политике, которая служит основным инструментом и должна исполняться средствами налогового администрирования. Ведь основной функцией и задачей налогового администрирования стоят постоянные и стабильные поступления налогов (сборов) в бюджетную систему страны, при сочетании методов налогового регулирования и контроля.

Говоря о налоговом администрировании, можно сказать, что это тонкий специальный процесс управления, направленный на достижение эффективной налоговой политики, с увеличением налоговых отчислений в бюджет и обеспечение иных функций налогообложения.

На текущий момент времени к основным аспектам налогового администрирования относят:

  • учет и планирование;
  • контроль и регулирование.

К существенным проблемам в направлении налогового администрирования можно отнести:

  1. Серьезную нагрузку на служащих ФНС.

    Ежегодно возрастает число плательщиков налога, соответственно, растет количество проверок организаций и увеличивается объем работы у специалистов налогового ведомства. А это значительно снижает эффективность администрирования. Возможными направлениями на пути решения вышеперечисленных проблем могут быть повышение квалификации специалистов налоговых служб и их привлечение в разработке нормативной базы.

  2. Различные схемы снижения налоговой нагрузки и значительный теневой сектор экономики.

    Этой проблематике уже более 20 лет, однако, целый ряд вопросов налоговой оптимизации остается нерешенным. Суровые реалии нашего времени говорят об уровне теневой экономики в различных регионах до 50 % валового регионального продукта. Стремительное развитие рыночных отношений не должно мешать успешной борьбе с теневым сектором экономики, коррупцией, экономическими правонарушениями.

  3. Малая эффективность правового регулирование налогообложения.

    Налоговая политика, в ее законодательном обеспечении, является основной трудностью налогового администрирования в России. НК РФ сложен для применения на практике, что значительно усложняет исчисление и уплату налогов. Решением этой проблемы можно назвать повышение квалификации специалистов налоговых служб и их привлечение к разработке процедур в сфере налогового администрирования.

Стоит сказать, что методика налогового контроля, применяемая сегодня, теряет свою эффективность, а современные достижения в теории и на практике (менеджмент, маркетинг) в области администрирования налогов, не находят должного применения.

Управление и развитие системы налогового администрирования нуждается в более глобальном научном подходе, основанном на анализе исторического опыта и применения научных разработок. Исключительно путем его постоянного усовершенствования можно получить сбалансированные бюджеты всех уровней, достигнуть постоянного притока финансов в государственную казну и пресечь всевозможные экономические преступления.

Смотрите также:

13.02.2013

Регистрация ООО самостоятельно. «Регистрация ООО самостоятельно» все более и более набирающий популярность запрос в Яндексе. В связи с этим, специалисты нашей компании решил попытаться дать четкие советы в самостоятельной регистрации ООО. Решив проявить инициативу, было решено, что данное руководство будет описано мной. Для начала стоит разделить сам процесс самостоятельной регистрации ...


16.06.2014

Термин «юридический адрес» применяется для определения официального местонахождения организации. Юридический адрес сообщается юридическим лицом при прохождении процедуры государственной регистрации и заносится контрольными органами в список ЕГРЮЛ. По юридическому адресу в обязательном порядке должен находиться исполнительный орган компании либо же непосредственно лицо, обладающее правом действовать от имени организации без оформления для ...


13.02.2013

Стоимость регистрации ООО Каждый, кто решил заняться предпринимательской деятельностью сталкивается с вопросом какова же стоимость регистрации ООО ? Не для кого не секрет, что цены на рынке юридических услуг по регистрации ООО сильно разняться. От заманчивых 2000 рублей и до невероятно высоких, в плоть до 50 000. Для того что бы ...